«Университетская библиотека в эпоху цифровой науки»

Для кого
  • Университеты
  • Научные центры
  • Компании, имеющие в своем составе научно-исследовательские коллективы
Аудитория
  • Информационно-библиотечные работники
Форма обучения
  • Очная
  • Заочная (удаленная)
  • Очно-заочная (удаленная)
Преподаватели

Павел Геннадьевич Арефьев

Научная Электронная Библиотека, г. Москва

Владимир Владимирович Писляков

Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики, г. Москва

Цели программы
  • Развитие современной информационной инфраструктуры и технологической базы в университете для работы с научной и учебной информацией.
  • Совершенствование кадрового состава университетской библиотеки, развитие актуальных компетенций информационно-библиотечных работников.
  • Эффективность информационно-библиотечного обслуживания всех групп читателей университетской библиотеки, рост вклада библиотеки в развитие конкурентоспособности университета на национальном и международном научно-образовательном рынках.
Задачи программы
  • Развитие в университете инфраструктуры для потребления и производства научной информации, роста публикационной активности и других показателей научных достижений университета.
  • Повышение квалификации информационно-библиотечных сотрудников в области информационных и аналитических компетенций (поиск и обработка научной информации; анализ научной результативности; оценка показателей публикационной активности; содействие НПР университета в формировании, продвижении и мониторинге персональной авторской карьеры).
  • Налаживание эффективной системы учета, анализа и продвижения результатов научно-исследовательской и инновационной деятельности университета с использованием современных информационно-аналитических ресурсов и технологических средств.
Результаты обучения
  • Повышение квалификации информационно-библиотечных сотрудников.
  • Формирование устойчивой и развивающейся информационной инфраструктуры вуза.
  • Внедрение и эффективное использование информационных ресурсов в научной и образовательной работе университета.
  • Обучение кадрового состава НПР университета, а также студентов и аспирантов основам информационного поиска и информационной деятельности.
 
Программа обучения

Продолжительность программы - 38 академических часов:
10 часов - лекции;
28 часов - практикум.

Раздел 1. Введение в систему научной коммуникации
  • Трансформация научной коммуникации в эпоху цифрового контента. Экономические аспекты работы с научными информационными ресурсами.
  • Проблемы академического этоса и инструменты регулирования публикационного поведения ученых: «Белые» и «черные» списки изданий. Как определить потенциальный "мусорный" (хищный) журнал.
  • Правовое поведение участников научной коммуникации: автор-издатель-читатель-библиотекарь.
Раздел 2. Основы эффективного поиска и работы с научной информацией
  • Принципы, алгоритмы и основные инструменты поиска научной информации.
  • Практическая работа с мировыми информационными ресурсами. Перечень информационных ресурсов согласовывается с Заказчиком курса.
  • Практическая работа с отечественными информационными ресурсами.
  • Открытая наука: Открытые информационные ресурсы. Перечень информационных ресурсов согласовывается с Заказчиком курса.
Раздел 3. Каталогизация и библиографирование источников в персональной электронной библиотеке
  • Основы каталогизации и библиографирования электронных источников. Основные международные и национальные стандарты библиографирования, оформления научных работ и создания ссылок.
  • Библиографические менеджеры или персональные библиотечные каталоги. Практическая работа с персональным электронным каталогом.
  • Уникальные идентификаторы электронной публикации: DOI и другие механизмы идентификации документа.
  • Расширенные метаданные в онлайновой публикации: явная и скрытая информация в электронном издании.
Раздел 4. Практическая наукометрия и библиометрия
  • Введение в наукометрию и в практическую библиометрию.
  • Основы информационно-аналитической работы с международными системами научного цитирования.
  • Анализ публикационного ландшафта исследовательской темы (что, где, когда, кем и как было опубликовано) по отечественным источникам.
  • Основы анализа основных библиометрических сущностей: Автор, Журнал, Организация.
  • Рейтинги как инструменты для оценки университетов.
  • Альтернативные методики определения влияния и авторитета научных публикаций.
  • Технологии выбора издания для публикации в отечественном или международном журнале.
Раздел 5. Технологии продвижения публикаций автора и организации
  • Авторский портфолио и портфолио организации в системах идентификации автора и социальных сетях.
Тема 6. Контрольная работа
  • Итоговая проверочная работа.
Стоимость обучения
Стоимость зависит от формы обучения, количества учащихся и других параметров.